Нотариальные сказки вместо скучных лекций. О правовом просвещении детей

18 ноября - в День правовой помощи детям - в петербургском ТАСС состоялся круглый стол, посвящённый проблемам правового просвещения несовершеннолетних и их родителей. Оказалось, что второе едва ли не важней первого. О том, что такое нотариальные сказки, почему не нужны «нудные тётеньки» и будут ли перед детьми танцевать «цыганочку» с выходом - в нашей статье.
Тон беседе задала Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге Анна Митянина — имела право: круглый стол — её инициатива. Пошла не по классике: фраза «впрочем, и у нас есть свои недостатки» прозвучала в самом начале:
«Сегодня в государстве отсутствует единое понятие правового просвещения - что это такое? Каждый толкует как считает нужным. Иногда ведомства не знают чем заняты те или иные должностные лица или структуры. Отдаём ли мы себе отчёт в том, что мы понимаем, что такое правовое просвещение ребёнка? Ребёнок в зависимости от возраста, социального положения, даже здоровья по-разному воспринимает информацию, тем более правовую».
Если бы кто-то в этот момент хотел воскликнуть: «Критикуя - предлагай!», то договорить бы не успел. Анна Митянина тут же продолжила:
«Что такое хорошо? Что такое плохо? Что такое справедливо? Что такое добро? Что такое зло? Все эти вопросы, как ни странно, этического свойства - они отлично вписываются в круг понятия «правовое просвещение».
Справедливые последствия несправедливых, недобрых и злых поступков, особенно тех, что описаны в самой популярной юридической литературе — кодексах - тоже часть правовых и просвещения, и информирования. Одна из главных целей которых - формирование законопослушного поведения у подрастающего поколения.
«Что вложишь- то и получишь», - вступила в беседу начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних в Санкт-Петербурге Прокуратуры СПб Ольга Качанова. Впрочем, подростки, по её словам, неплохо осведомлены о гуманизации законодательства в отношении своих несовершеннолетних персон. Приходится в беседах копать глубже: «Штраф - родители заплатят. Условный срок — что в нём страшного? Не посадят же! А вот когда объясняешь, что судимость может сильно повлиять на будущее, например, что нельзя будет заниматься той или иной деятельностью - совсем другое дело. Гораздо страшнее отсроченные последствия, про которые мы рассказываем», - добавила Ольга Качанова.
Что-то похожее, кстати, в своё время практиковали наркополицейские, правда на тех, кто немного постарше: объясняли студентам, что за появление в, скажем так, нетрезвом состоянии, кроме административных мер воздействия (которые тоже не пугали), героев протоколов ждёт постановка на учёт в профильных диспансерах, крест на будущей госслужбе и занятии ряда других ответственных должностей. Говорят, работало.
Также Ольга Качанова отметила, что важной частью правового просвещения должен стать элементарный ликбез. Нужно рассказывать без пяти минут взрослым людям кто чем занимается: зачем нужны прокуратура, адвокатура, нотариат.
Честно говоря, не каждый взрослый знает, что именно нотариат осуществляет защиту и реализацию имущественных прав несовершеннолетних.
«Зачастую приходится с боем защищать права детей в сделках по отчуждению недвижимого имущества, - рассказала президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Мария Терехова. - При ведении наследственных дел мы сталкиваемся не просто с недобросовестными действиями, но, порой и со злонамеренными! Когда взрослые наследники скрывают от нотариуса наличие детей у умершего. И нотариусы только по каким-то следам в документах понимают, что здесь где-то должен быть ребёнок, чьи права нужно защитить». В таких случаях нотариат немедленно начинает взаимодействовать с органами соцзащиты, а то и с компетентными органами. Но есть другая проблема, вне сферы компетенции нотариата: использование материнского капитала:
«Не всегда он правильно расходуется. Не всегда дети наделяются долями в недвижимом имуществе. Есть случаи продажи таких квартир и дети остаются ни с чем. И с удивлением хочу сказать, что такие договоры не подлежат обязательному нотариальному удостоверению. В то время как сделки по отчуждению недвижимого имущества, где есть лицо на условиях опеки, либо отчуждает несовершеннолетний, как раз обязательному нотариальному удостоверению подлежат», - добавила Мария Терехова. По её мнению, законодательство в этой области должно быть скорректировано в интересах несовершеннолетних граждан.
Опустив за скобки злонамеренные действия, можно определённо сказать, что в правовом просвещении нуждаются не только дети, но и их родители, уверена президент Нотариальной палаты. Мнение поддержала начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних в Санкт-Петербурге Прокуратуры СПб Ольга Качанова. Рассказывая о практике проведения вебинаров для родителей (хоть что-то хорошее мы вынесли из пандемии COVID-19), она упомянула, что, когда речь шла о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних в интернете, многие родители искренне удивлялись наличию такой проблемы.
Свой пример по этой теме привела и вице-президент Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Татьяна Тимофеева: «Был такой случай, когда на приём пришла 15-летняя девочка со словами: «Мои родители разводятся и скандалят бесконечно по поводу того, с кем я буду жить. Я от этого устала. И я хочу вам сказать, что если они разведутся, и окончательно разъедутся, то я ни с кем из них не останусь. Я сбегу из дома». Родители должны понимать, что есть красные линии, которые переступать нельзя».
Татьяна Тимофеева также добавила, что адвокатура могла бы и хотела бы принимать более активное участие в процессе правового просвещения наряду с органами исполнительной власти и другими участниками. На что немедленно откликнулась заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Татьяна Васильева: «Мы готовы к сотрудничеству. Мы благодарим юридическое сообщество Санкт-Петербурга за оказание правовой помощи. С 20 ноября по 20 декабря в городе будет проводится месяц правовых знаний, в рамках которого мы будем приглашать — это уже определено — сотрудников правоохранительных органов. И я думаю, что вопрос участия мы решим и с представителями и Нотариальной палаты и адвокатского сообщества. Приглашаю вас».
Кстати, период с 2018 по 2027 годы в России объявлен Президентом страны «Десятилетием Детства». Правовое просвещение детей — неотъемлемая часть этой национальной программы, исполнителем которой является Министерство юстиции. Заместитель начальника Главного управления Министерства юстиции России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Николай Филипчик рассказал о новшестве в проведении Дня правовой помощи детям в 2022 году:
«Нами разработана анкета для детей. Анкетируют те, кто оказывает правовую помощь, чтобы выяснить насколько адресаты удовлетворены качеством работы. Ведь всё, что мы делаем, направлено на повышение качества, на усовершенствование этой работы. Пытаемся все механизмы задействовать, чтобы получить хороший результат».
Весьма интересные вопросы задавала участникам круглого стола главный редактор сетевого издания «Петербургский формат» Александра Медведева:
«Если подростки выбрали жертву и организовали травлю, что должен ребёнок знать о своих правах? И, при проявлении признаков, которые способны перерасти в коллективное нападение, куда нужно обращаться?»
Слово тут же взяла президент Нотариальной палаты Мария Терехова, которая сказала, что в данном случае речь, в том числе, идёт о кибербуллинге, по поводу которого к нотариусам поступает немало обращений:
«Нотариусы совершают такое действие как обеспечение доказательств. Понятно, что страничку, где выложена негативная информация, можно удалить в любой момент. И важно зафиксировать, что такой факт имел место. И вот после нотариальной фиксации, до суда, как правило, дело не доходит. Потому что, когда есть зафиксированный факт такой деятельности в интернете, то дальнейший разговор с родителями, с законными представителями такого «плохиша» происходит совсем по-другому». Донести эту информацию до родителей - тоже часть правового просвещения.
«С проявлением буллинга мы сталкиваемся. Алгоритмы однозначные: обращение в отдел полиции, проведение проверки. Здесь от желания родителей зависит всё: каковы телесные повреждения, каков ущерб. Мы имеем опыт, что после запуска этого процесса, ребята приходили и приносили извинения. Вопрос снимался. А ведь есть ещё такое понятие как взыскание морального вреда. И такие обращения поступают. И дети должны понимать, что родители будут отвечать рублём», - добавила начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних в Санкт-Петербурге Прокуратуры СПб Ольга Качанова.
Ещё один вопрос Александры Медведевой: «Каков мог бы быть минимальный набор правовых знаний для подростков? С какого возраста это уместно — с 10 лет, с 12-ти?»
«С любого возраста! - не дожидаясь окончания вопроса взяла микрофон Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Анна Митянина. - Если это 3 и 7 лет, когда только формируется отношение к добру и злу, то спросить: «Можно ли ударить друга, если он отобрал твою игрушку?». Вопрос и ответ на него отлично формирует зачатки отношения к справедливости в этом возрасте. Подросток 11-13 лет: герой, хорошо-плохо, красиво-некрасиво — эти вопросы волнуют. 15-16 лет: я, кто я есть? Каким мне быть, чтобы меня признавало общество? Через эти вопросы мы говорим о праве и об ответственности. Наверное, можно и совсем с маленьким ребёнком разговаривать. Хочу точно сказать, что традиционный формат лекций, уроков: стоит тётенька нудная, что-то там декларирует - вот это точно прошлый век. Но и «цыганочку с выходом тоже не надо! Дети чётко распознают, где истина, а где наигрыш. Для разговоров с детьми нужны профессионалы».
В этот момент выступила президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Мария Терехова, причём, в неожиданном литературном амплуа:
«Мы, например, издали юридические сказки. Решили с коллегой переделать детские сказки на юридический лад. Интерес к подобным проектам есть: детские дома, учреждения образования, здравоохранения. Тем более, сказки писали взрослые, так что есть там и зерно для взрослых. Знаний много не бывает и в любом возрасте они хороши. Просто они должны быть правильно градуированы и правильно поданы».
Кстати, сказки, а также различного рода печатные информационные материалы Нотариальной палаты Петербурга весьма заинтересовали Комитет по образованию. Точно можно сказать одно: круглый стол 18-го ноября должен стать реперной точкой в развитии такого вида юридической деятельности как правовое просвещение. А следующий День правовой помощи детям будет сильно отличаться от предыдущего.