Региональные новости

Душеприказчик: кто он?

В современном мире, когда человеку предоставлена огромная палитра возможностей для самореализации, многие, вступая в различные правоотношения, приобретают права либо на уже созданные кем-то объекты гражданских прав, либо сами создают их. К активам, которые могут принадлежать человеку, относится не только движимое и недвижимое имущество, но и имущественные права, а также права на результаты интеллектуальной деятельности.

Некоторые из этих объектов представляют ценность не только для самого собственника, но и для окружающих, а иногда - даже и для последующих поколений.

И вполне закономерен вопрос: что же будет с этим имуществом после ухода владельца? Не будет ли оно растрачено «нерадивыми» наследниками? Хватит ли у наследников достаточных знаний, а также моральных и нравственных качеств, чтобы сохранить то, что им перейдет по наследству?

         Всем хорошо известно, что каждый может сам позаботиться о будущем своего имущества путем составления завещания. Основополагающим принципом завещания является свобода воли завещателя -  наследодатель может включить в завещание абсолютно любые распоряжения. Единственное, чем ограничена свобода завещания - это правила об обязательной доле, которые гласят о том, что нельзя полностью лишить наследства своих нетрудоспособных наследников.

         При составлении завещания наследодатель может не только распределить свое имущество между наследниками так, как считает нужным, или лишить кого-либо наследства, но и возложить на наследников исполнение какой-либо обязанности имущественного характера в пользу других лиц (завещательный отказ), или обязанность совершить какое-либо действие имущественного или неимущественного характера, направленное на осуществление общеполезной цели (завещательное возложение).

         Но можно ли быть абсолютно уверенным в том, что все эти распоряжения будут исполнены надлежащим образом, то есть в полном соответствии с последней волей наследодателя. Кто проследит и проконтролирует исполнение завещательных отказов и возложений? Кто позаботится о сохранении наследства до вступления наследников в свои права? Подобные вопросы могут возникнуть, в том числе, при имеющемся недоверии к добросовестности наследников, или при возможной их некомпетентности в том или ином вопросе, либо если в числе наследников есть несовершеннолетние дети, которые просто в силу своего возраста нуждаются в дополнительной помощи и защите.

Нотариус, оформляющий наследственные права, работает лишь с документами и может только закрепить в свидетельстве о праве на наследство ту или иную обязанность наследника, возложенную на него завещателем, но фактически проконтролировать, исполнено ли это наследником – не в компетенции нотариуса.

Например, один из самых распространенных примеров завещательного возложения – организация похорон наследодателя определенным образом. Указанная воля наследодателя, по понятным причинам, должна быть исполнена в течение нескольких дней (в крайнем случае - недель) после смерти завещателя, а к нотариусу наследники могут обратиться, как известно, в течение шести месяцев после его смерти. Полномочия нотариуса ограничиваются лишь поиском завещания, в котором, возможно, будет указано такое возложение, и доведением этой информации до сведения наследников. Контроль исполнения возложения наследниками нотариус не осуществляет.

Или, например, наследодатель является автором или просто обладателем произведений литературы или искусства и его последняя воля направлена на то, чтобы принадлежащие ему коллекции после его смерти были переданы определенному музею или библиотеке. И опять же полномочия нотариуса ограничиваются только тем, чтобы поставить в известность об этом наследников и закрепить это в выдаваемых свидетельствах. Будет ли это обязательство исполнено так, как завещал наследодатель, – остается за рамками производства по наследственному делу.

Кроме того, бывают ситуации, когда имущество, входящее в наследственную массу, требует непрерывного управления, как например, хозяйственные общества, где наследодатель был участником. А как известно, наследники могут вступить в полноправное управление и распоряжение им только спустя шесть месяцев после открытия наследства.

Таких примеров можно привести еще очень много, и становится очевидно, что необходим некий инструмент, который помог бы разрешить подобные ситуации.

И как оказывается, такой инструмент в наследственном праве есть, и существует он уже очень давно – это возможность назначения исполнителя завещания, то есть того, кого наследодатель сам считает компетентным управлять имуществом до передачи его наследникам, и кому наследодатель может оставить подробные инструкции.

Институт исполнителя завещания известен во многих странах и своими корнями уходит в римское право. Исполнитель завещания имеет еще одно, историческое и, на мой взгляд, более изящное название – "душеприказчик".

Официально институт душеприказчиков был введен в России в XIX веке и активно применялся в дореволюционном российском законодательстве, а известен этот термин еще с языческих времен.

Ещё несколько веков назад, в дошедших до нас текстах старинных завещаний встречается интересный речевой оборот: «приказываю душу свою такому-то». Это означало, что обозначенное в завещании лицо было наделено правом управлять и распоряжаться имуществом покойного с тем, чтобы наилучшим образом исполнить его последнюю волю.

Институт душеприказчиков продолжает развиваться и в современном законодательстве, что подтверждает его важность в процедуре наследования.

В настоящее время душеприказчиком может быть любое лицо (физическое или юридическое), как из числа наследников, так и совершенно постороннее.

До недавнего времени таковым мог быть только гражданин. С 1 сентября 2018 года, то есть со дня вступления в силу положений законодательства о наследственных фондах, это может быть и юридическое лицо, особенно, если речь идет о наследовании бизнеса.

В законодательстве не содержится определенных требований к лицу, назначаемому исполнителем завещания. Однако, очевидно, что, если этим лицом назначается гражданин, то он должен обладать полной дееспособностью. Также законодательство не содержит запрета назначать в качестве душеприказчика иностранных граждан и лиц без гражданства.

В законе не уточняется, какие именно юридические лица могут выступать в качестве душеприказчиков. Поэтому можно сделать вывод, что ими могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Вероятнее всего, юридическое лицо, назначаемое исполнителем завещания, должно обладать общей правоспособностью, однако если эта организация имеет правоспособность специальную, то она может выступать в качестве душеприказчика только в том случае, если эта деятельность не будет противоречить ее специальной (целевой) правоспособности.

Интересен также вопрос: возможно ли назначение нескольких душеприказчиков? И тут законодатель умолчал, оставив решение этого вопроса на усмотрение наследодателя. Очевидно, что, если в состав наследства входит большое количество разных объектов, либо эти объекты находятся на территории разных регионов или даже государств, либо в завещании имеется несколько завещательных отказов или завещательных возложений, то имеет смысл назначить нескольких исполнителей, закрепив за каждым из них полномочия по управлению конкретным видом имущества, или по исполнению конкретной обязанности.

Хорошо известно, что завещатель может не ставить никого в известность о составлении завещания, менять свое решение в любое время, составляя новые завещания, либо вовсе отменить их. То же самое касается и назначения исполнителя: завещатель вправе не сказать выбранному им лицу о своих намерениях назначить его исполнителем либо отменить такое решение. Однако, в случае с назначением душеприказчика, для своевременного вступления им в свои обязанности и тем самым для надлежащего исполнения последней воли наследодателя, завещателю разумно согласовать с ним свое решение. Кроме того, можно обсудить и более подробно указать в завещании действия, которые исполнитель обязан совершить, а также действия, от которых он обязан воздержаться. Если же в состав наследства входят доли в уставных капиталах обществ, то можно также возложить на исполнителя завещания обязанность голосовать в высших органах корпорации определенным образом.

Все эти и другие моменты важно правильно и грамотно сформулировать в завещании, чтобы впоследствии не возникло трудностей с их реализацией. Наследодатель, безусловно, вправе совершить закрытое завещание с указанием подобных распоряжений, однако это может привести к тому, что они будут неисполнимы ввиду противоречия нормам закона. Поэтому в данной ситуации, конечно, лучше обратиться к нотариусу, который в силу своей квалификации и знаний в различных областях юриспруденции, в том числе в области наследственного права, поможет правильно сформулировать в завещании пожелания и волю наследодателя.

Нотариус также в обязательном порядке разъяснит завещателю, что исполнитель имеет право на возмещение за счет наследства необходимых расходов, связанных с исполнением завещания, а также то, что завещанием можно предусмотреть получение исполнителем вознаграждения за счет наследства, в том числе указав его точную сумму.

Также следует иметь ввиду, что применение такого инструмента, как назначение исполнителя зависит не только от воли наследодателя, но еще и от желания и готовности самого лица, назначаемого исполнителем, быть им.

Очень важным условием в данном вопросе является добровольность. Иными словами, нельзя назначить душеприказчика принудительно, помимо его воли. Лицо, на которое возлагаются подобные обязанности, должно выразить на это свое письменное согласие, которое фиксируется либо на самом завещании, либо на отдельном заявлении при удостоверении завещания, либо путем подачи нотариусу, в производстве которого находится наследственное дело, соответствующего заявления в течение месяца со дня открытия наследства. Более того, выразив свое согласие, душеприказчик может передумать и отозвать его, даже после смерти наследодателя.

После открытия наследства, при обнаружении завещания с распоряжением о назначении исполнителя и при наличии согласия такого лица, а также при отсутствии споров, нотариус, ведущий наследственное дело, выдает назначенному исполнителем лицу свидетельство, в котором подробно описываются его полномочия в соответствии с завещанием.

Если же в завещании нет четкого описания полномочий исполнителя, то он должен руководствоваться положениями гражданского законодательства, а именно статьей 1135 Гражданского кодекса Российской Федерации и: обеспечить переход к наследникам причитающегося им наследственного имущества в соответствии с выраженной в завещании волей наследодателя и законом, совершить в интересах наследников все необходимые юридические и иные действия в целях охраны наследства и управления им или при отсутствии возможности совершить такие действия обратиться к нотариусу с заявлением о принятии мер по охране наследства, получить причитающиеся наследодателю денежные средства и иное имущество для передачи их наследникам, если это имущество не подлежит передаче другим лицам, исполнить завещательное возложение либо требовать от наследников исполнения завещательного отказа или завещательного возложения.

Кроме того, при совершении действий по охране наследственного имущества и управлению им, исполнитель завещания выступает в качестве доверительного управляющего с момента выражения им согласия быть исполнителем, а также вправе от своего имени вести дела, связанные с исполнением завещания, в том числе в суде, других государственных органах и государственных учреждениях.

Таким образом, мы видим, что все действия, совершаемые исполнителем завещания, направлены на соблюдение интересов наследников и сохранение наследственного имущества в соответствии с волей наследодателя.

Но что делать, если исполнитель завещания действует недостаточно ответственно и добросовестно, игнорирует возложенные на него обязательства или вовсе совершает имущественные преступления, влекущие утрату или расхищение наследства?

В подобных случаях наследникам предоставлено право обратиться в суд с требованием об освобождении исполнителя завещания от исполнения своих обязанностей. Суд может назначить нового исполнителя завещания или передать функции управления наследством наследникам.

При этом законом не урегулирован вопрос о возможности обращения в суд с подобным требованием третьими лицами, чьи права также могут нарушаться ненадлежащими действиями или бездействием душеприказчика. К таковым, например, можно отнести других участников хозяйственного общества, участником которого был наследодатель и доля в уставном капитале которого входит в состав наследства. Ведь неисполнение душеприказчиком возложенной на него обязанности определенным образом участвовать в управлении обществом, голосовать в органах управления в соответствии с волей наследодателя, может нанести ущерб как самой организации, так и интересам других ее участников.

Кроме отстранения судом от выполнения своих обязанностей, исполнитель также может нести финансовую и, в определенных случаях, когда его действия наносят значительный ущерб наследникам, или его поведение квалифицируется как мошенничество, - даже уголовную ответственность.

Подводя итог всему вышесказанному, можно смело сказать, что институт душеприказчиков, имея такую богатую историю, не потерял своей актуальности и в современном мире, и законодательство, регулирующее его, с течением времени только совершенствуется. Видится, что с развитием современного общества и появлением новых институтов, требующих профессиональных знаний и компетентного управления, востребованность в назначении профессионального исполнителя завещания будет только расти.

 

Муравьева Анна, нотариус Санкт-Петербурга

 

Фото: фотобанк «Лори»

Информация

Список вакансий в нотариальных конторах Санкт-Петербурга